страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Петр Дамаскин
Книга первая
О восьми мысленных ведениях

Духовных ведений, как полагаю, восемь. И семь из них - нынешнего века, а восьмое есть делание будущего века, как говорит святой Исаак. Первое есть познание [48] скорбей и искушений этой жизни, как говорит святой Дорофей, и сетование о всем, что естество человеческое потерпело чрез грех.

Второе - познание своих согрешений и благодеяний Божиих, как говорит Лествичник, святой Исаак и многие другие из отцов.

Третье - познание ужасного, бывающего перед смертию и после смерти, как то (находим) в Божественных Писаниях.

Четвертое - уразумение [49] жизни в этом мире Господа нашего Иисуса Христа, и учеников Его, и прочих святых, мучеников и преподобных отцов, - дел их и слов.

Пятое - познание естества и изменения вещей, как говорят святые отцы Григорий и Дамаскин.

Шестое - ведение существующего, то есть познание и уразумение чувственных созданий Божиих.

Седьмое - уразумение мысленных созданий Божиих.

Восьмое - познание о Боге, называемое богословием.

Из этих восьми ведений три первые приличны проходящему деятельную добродетель, дабы он успел многими и горькими слезами очистить душу свою от всех страстей и получить от Бога, по благодати, и прочие (ведения); пять же - перешедшему к ведению, то есть получившему познание (духовное), за доброе хранение и всегдашнее исполнение телесных и нравственных, то есть душевных деланий; чрез что и сподобляется их ощущения явно и мысленно. От первого получает делатель начало познания и по мере того, как он после этого старается о делании и поучается в данных ему разумениях, преуспевая в них, пока не придет в навык их, - само собою является в уме его иное познание, и подобно сему и прочие. Но чтобы передаваемое мною было ясно, скажу отчасти, - хотя и не могу говорить, - о каждом ведении, в чем состоит познаваемое и изъясняемое; чтобы мы имели возможность познать себя, то есть как мы должны поступать, когда благодать начнет отверзать очи душевные и мы начнем уразумевать, приходя в изумление от мыслей и речений, могущих вселить в нас, как прежде было сказано, страх, то есть сокрушение души.

Примечания
48. Γνωσις.
49. Η κατανοησις.

Преподобный Петр Дамаскин. Творения - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001, сс.63-64
 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru
 
Сайт создан в системе uCoz