страницы А.Лебедева [pagez.ru]
Начало: Святоотеческое наследие

Преподобный Петр Дамаскин
Книга первая
Необходимое изъяснение о первом познании и о том, как должно начинать оное

Первое познание есть то, ради которого даруются произволяющему и последующие; сподобившийся достигнуть его должен поступать таким образом. Сесть (лицом) к востоку, как некогда Адам, и поучаться так. Сел тогда Адам и плакал перед раем сладости, руками бил себя по лицу и говорил: "Милостивый! помилуй меня, падшего!" Также и другой икос: видя Адам Ангела, изгнавшего (его) и затворившего дверь Божественного вертограда, глубоко воздохнул и сказал: "Милостивый! помилуй меня, падшего!" Потом, размышляя о совершающемся (ныне), начинает тогда (делатель) сетование [50] таким образом: воздыхая от всей души и качая головою своею, с болезнованием сердечным говорит:

Увы мне, грешному! что я пострадал! Увы мне! Что я был и чем сделался! Увы мне! Что я потерял и что нашел! Вместо рая - тленный сей мир; вместо Бога и пребывания с Ангелами - диавола и нечистых демонов; вместо покоя - труд; вместо наслаждения и радости - скорбь мира сего и печаль; вместо мира и непрестанного веселия - страх и прискорбные слезы; вместо добродетелей и праведности - неправду и грехи; вместо благости и бесстрастия - лукавство и страсти; вместо премудрости и усвоения Богу - неразумие и изгнание; вместо беспопечительности и свободы - многозаботливую жизнь и горчайшее рабство. Увы! Увы! Я был сотворен царем и чрез безумие мое сделался рабом страстей. Увы мне, несчастному! Как я преслушанием вместо жизни навлек (себе) смерть. Горе! Горе! Увы мне! Увы мне! Что пострадал я, окаянный, от своей безрассудности! Что мне делать? Отсюда брани и оттуда смущения. Отсюда болезни и оттуда искушения. Отсюда опасности и оттуда кораблекрушения. Отсюда страхи и оттуда печали. Отсюда страсти и оттуда грехи. Оттуда горечи и отсюда стеснения. Увы мне, несчастному! Что мне делать? Куда бежать? Тесно ми отвсюду, как сказала Сусанна (Дан.13:22). Не знаю, чего мне искать? Если буду искать жизни - боюсь ее искушений, перемен ее и случайностей [51]. Вижу ангела - сатаною. Прежде сиявшего как денницу, сделавшегося диаволом и так называемым. Первозданного - изгнанным. Каина - братоубийцею. Ханаана - проклятым. Содомлян - сожженных огнем. Исава - отпадшим. Израильтян - подпавших гневу. Гиезию и апостола Иуду - отпадших, по болезни сребролюбия. Великого пророка и царя - плачущим о двух грехах. Соломона, при такой премудрости, - отпадшим. Бывших из числа семи диаконов и сорока мучеников - отпадших. Как говорит Великий Василий: с радостию похитил злоначальник из двенадцати злосчастного Иуду, из Едема - человека и из сорока мучеников - отпадшего. Оплакивая которого, снова тот же (святой Василий) говорит: суемудрый и достойный плача! Он лишился и сей и оной жизни, ибо, растаяв от огня, он перешел к огню неугасимому. И других бесчисленно многих вижу падших, не только из неверовавших, но и многих из отцов, после многих подвигов. Кто же я, худший из всех, бесчувственнейший и немощнейший! Что скажу о себе самом? Авраам называет себя землею и пеплом (Быт.18:27). Давид - псом умершим и блохою во Израиле (ср.: 1Цар.24:15). Соломон - малым отроком, не разумеющим правого и левого (ср.: 3Цар.3:7). Три отрока говорили: студ и поношение быхом (Дан.3:33). Пророк Исаия говорит: окаянен есмь аз (ср.: Ис.6:5). Иеремия [52] пророк говорит: отрок есмь аз (Иер.1:6). Апостол называет себя первым из грешников, и все прочие говорят о себе, что они ничто. Что же делать мне? Куда я скроюсь от множества зол моих? Что будет со мною, ничтожным и худшим самого ничтожества? ибо ничтожество не согрешило и не было подобно мне облагодетельствовано. Увы! Как я докончу остальное время моей жизни? или как успею избежать сетей диавольских? Демоны бессонны и невещественны. Смерть близка, а я немощен. Господи! помоги мне! Не попусти созданию Твоему погибнуть, ибо Ты печешься о мне, несчастном! Скажи ми, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою (Пс.142:8). Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего (Пс.37:22-23).

И таким образом душа сокрушается от таковых слов, если хотя сколько-нибудь имеет чувства. Пребывая в сем (делании) и пришедши в навык страха Божия, ум начинает постигать слова второго ведения и поучаться в них, которые суть следующие:

Примечания
50. Τον θρηνον.
51. Τα συναντήματα.
52. В греч. и слав. "Аввакум".

Преподобный Петр Дамаскин. Творения - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001, сс.65-68
 


Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru
 
Сайт создан в системе uCoz