Начало: Святоотеческое наследие |
Слово 26
1) С высоты иноческого жития воззрев на мир, видите море суеты волнующееся; радуйтесь же, что избавились от сего.
2) Затем, на себя обращая взор, видите теже предметы (родителей, родных, имение и прочее), только в Божественном ублажающем качестве; теките же добре, да постигнете.
3) Перечень возводящих горе - доброт, и низводящих долу - худостей.
4) Сетование о монашеских неисправностях.
1) Начну ныне мое вам наставление Апостольским возглашением: радуйтесь всегда о Господе (Фил.4,4). И как не радоваться вам и не ходить в веселии, когда вы, от предведательного и предопределительного призвания вся в премудрости своей устрояющего Бога, сподобились быть приняты в сию Евангельскую схиму и теперь сидя на возвышенном некоем обзорище высокого жительства, смотрите на ничтожные и долу преклонные человеческие суеты, волнующиеся как на море и с места на место переносимые туда и сюда носящимся непостоянным движением вещей. Ничего там, как видите, нет твердого, ничто не держится в одном положении; но и цари пременеются, и князи падают, и властители земли, как люди, умирают, брачующиеся мало - мало что и разводятся, оставляя и оставляемы будучи; красота увядает, юность быстро пролетает, наслаждение скоро преходит, всякое стяжание исчезает, как тень и сон; плач и биение в грудь при расставании с умершими, уныние и отчаяние при разлучении с любимыми, мука невыносимая при неудачах в искании желаемого или брака, или чина, или стяжания, или утех и наслаждений, терзание от зависти и ревности, от случайных унижений и посрамлений, - и проч. и проч.
2) Вы же к чему призваны и, взошедши на гору Господню, что видите: - Се предлежат вам - вместо земли небо, вместо родителей - Бог, Отец истинный и верховный, вместо сродников - сподвижники и однородные по духу братия, вместо друзей - безплотные и боговидные Ангелы, вместо сокровищ - богатство добродетелей, вместо высоких чинов - неизреченно великое и нескончаемое царство небесное, вместо сласти блуднической - сладкое и ненасытимое безстрастие, вместо всякого довольства - недомыслимые и неизреченные блага. Сие ведая, убойтесь единого Бога живого, оградите себя духовно, облекитесь в броню и во всеоружие заповедями, восприимите меч духовный, иже есть глагол Божий и низриньте долу миродержителей тьмы века сего, и духов злобы, чтоб могли вы с божественным Павлом воззвать: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее соблюдается мне венец правды, егоже воздаст нам Господь в день он, праведный Судия (2Тим.4,7).
3) Восходят до небес, и низходят до бездн, поет св. Давид. Принимая это духовно, получаем следующий урок: кто мало по малу исправляет должное должным образом, тот восходит на высшие степени добродетели; а кто предается нерадению, тот низходит в бездну пагубы. Теперь посмотрим, что возводит горе и что низводит долу. Горе возводят: Христоподражательное послушание, с Богом сочетавающее смиренномудрие, отчуждение от самовозвеличивания, от всяких притязаний, от первенстволюбия, от желания выказываться, от лукавства, от злорадства, от честолюбия, от смехотворства и насмешек, от кичения и гордения чем-нибудь из прежней своей жизни (как бывает, что иной говорит: я был тем-то и тем-то, то и то имел, такие и такие дела делал. - О, срам! Что бы укрывать следовало, он этим величается, забыв богоподражательный чин свой). Приложу еще: собранность, любообщительность с братством, скорость на извинения, склонение выи и главы, очей и веждей опущение к земле, скромное держание рук и ног, неозабочивание себя, чем и как одет, прежде же и после всего - откровенное сказывание о всяком движении душевном, - и, чтоб не растягивать более слова, - всякое другое доброе чувство, расположение и деяние, равносильное указанным. - Долу же низводят: безстрашие Божие, где нет страха Божия, там всякая горесть, и гнев, и хула (Еф.4,31), по Апостолу, и последствия их, гордые мудрования, надмение лица, извращение очей (или подъятие), разширение ноздрей, прижмурение век, вздымание волос (волосы дыбом).
4) По грехам моим вижу я некоторых в среде братства развратившихся и забывших свои с Богом заветы и страшные обещания, - и то, что в будущем имеем мы стать пред страшным судилищем. О, несмысленные и косные сердцем (Лк.24,25), чтоб содержать в мысли, на что согласились и решились мы вначале! Не дали-ль мы обета - жаждать, алкать, наготствовать, терпеть осмеяния, брани, раны и даже смерть? Но где у нас ныне такие, когда мало-мало случится с кем что-либо неприятное, и он в конец разстроивается? - Придите же все в раздумье о себе, и восприимите страх Божий. Да не дерзает никто из нас возвращаться опять на то, от чего отказались. Не допустим, чтоб, жалея о мирянах, по причине осуетения их, сами были ими горько оплакиваемы и в сем и в будущем веке, по причине греховности нашей. Что из того, что тебе говорят: отче святый?! Что из того, что люди просят благословения у нас, когда сами мы остаемся неблагословенными и необузданными, как дикие звери?! - Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа да сохранит правоходящих путем Его, а поскользнувшихся опять да введет на стези заповедей Своих!
Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |