Начало: Святоотеческое наследие |
Слово 176
1) Стойте доблестно, взирая горе, и Божественными созерцаниями, как стрелами, отражая врагов спасения.
2) Кого возмущает страсть, не поддавайся, помышляя о срамоте, коей подвергнешься поддавшись, и о том, что это враг прельщает тебя, представляя худое хорошим.
3) И вообще по движениям внутренним угадывай, какой дух близ тебя, добрый или худой, и одного слушай, а другого отгоняй.
1) Стойте доблестно, препоясани чресла ваша истиною, и обувши нозе во уготование благовествования мира (Еф.6:14.15), горе взирая, к горнему устремляясь, горнего ища, небесным занимая ум, об исходе из тела заботясь, и о сретении потом Судии и ответе пред Ним, - исследуя Божественные Писания и жития святых, и найденное душеполезное и спасительное обращая против врага, как стрелы.
2) Кого беспокоит страсть, пусть не унывает и не поддается ей: ибо близ Господь всем призывающим Его (Пс.144:18), и душа ищущая обрящет Его (подоб. Сир.6:16); только да стоит она твердо, да воздыхает и стенет, да проливает слезы, воздевая руки свои к небесам, да бьет себя в грудь, помышляя о срамоте, какою покрывает греховное деяние, не говорю пред страшным престолом Божиим, но пред самим собою и пред людьми, и тем да отвращает себя от греха и да утверждается в добре. Ибо что написано? сыне не пренебрегай наказанием Господним, ниже ослабевай от него обличаем. Егоже бо любит Господь наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Прит.3:11.12). И в другом опять месте? Не скор буди во время наведения (Сир.2:2). Это Господь испытывает нашу любовь, тверды ли мы в ней, не предпочитаем ли Его любви срамной сласти, бедственной и убийственной, сладкой на вкус и страшно горькой, когда проглотишь, а не так, как показывает это душегубитель наш: свет показывает, а он тьма; любовь духовную, по видимости, подвсевает, а она есть ненависть ненавистнейшая. Ты же, воин Христов, не неведай умышлений его, ни его злокозненностей. Если жизни желаешь, взыщи света, потому что Бог и заповедь Его свет есть.
3) По состоянию души твоей, узнавай, кто подошел к тебе, - наш, или из супостатов? Если душа твоя сохраняется безмятежною, непоколебимою, не небрегущей о небесных созерцаниях и полна вожделения отложенных нам благ, добре, отвори ему двери сердца, прими его и свечеряй с ним, да напитает он тебя паче к большему возлюблению Бога и божественных вещей. Если же близость его смущает душу твою, наполняет ее толпою помыслов, обращает очи твои к плоти и крови, к мирским связям и пристрастиям, и к предлежащему удовольствию, до неистовства возбуждая душу твою и как бы вскипячивая ее разжжением сластей похотных: увы! - стань подальше и дракона этого отгони. Он пришел, чтоб в одно мгновение времени уничтожить многолетние труды твои, твои подвижнические усилия, многие слезы. Молитвы и доблестные борения и преодоления врагов, пришел, чтоб тебя, воина Христова, показать добычею мгновенной сласти похотной, пришел, чтоб такого доблестного мужа, напоив чашею ядом пропитанной сласти греховной, умертвить на веки. - Пишу сие, не как бесстрастный, но как искушенный, паче же как многострастный; иное узнал я из того, что приходилось читать, иное из наставлений отца моего и из того, что слышал от других многих.
Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |