Начало: Святоотеческое наследие |
Слово 184
Образ подвижничества в общежительном послушничестве выше всякого другого: он Христо-подражателен. Теките же сим путем добре.
Стойте доблестно, мужайтесь и претерпевайте все в порядке жизни вашей. Вознеситесь мыслью горе и небошественно созерцайте небесное. Там с Исаиею узрите вы Господа на престоле высоком и превознесенном сидящего, окруженного предстоящими Ему Херувима и Серафимами и всеми сонмами Ангелов. Так узрим мы Его в страшный день второго пришествия Его. - тогда услышат преблагословенный оный Его глас добре совершившие предлежащий им подвиг в отвержении телесных удовольствий и в недопущении сластям века сего овладеть собою. Тогда праведники просветятся, как солнце в неизреченной радости, когда подвигоположник наш Господь и Бог раздаст дары по достоянию всем и каждому. Ей, братия мои, какого блаженства вкусят все святые, получив тамошние блага, по тому чину, в каком благоугодили здесь!
Велики конечно, ради Бога укрывающиеся в горах, вертепах и пропастях земных, - столпники, пещерники, затворники. - (Я не имею в мысли говорить здесь о высших чинах - св. Апостолов, судей вселенной, также о всеблаженных мучениках, Божественных Пророках и о некоторых других родах праведников). Но и наш чин ничем ни меньше их. - Ведомо вам, что Сам раздаятель даров, сошедши на землю, не пустынный избрал себе род жизни, не столпнический и не другой какой, но благоволил пожить в послушании, как Сам негде говорит в Евангелии: - снидох с небесе не да творю волю Мою, но волю пославшаго мя Отца (Ин.6:38). И опять: яже Аз глаголю, о себе не глаголю; но пославый Мя Отец, той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин.14:10; 12:49). Потом на тайной вечере, препоясавшись лентием и прияв служительское дело, омыл ноги учеников, и спустя немного сказал: Аз посреде вас есмь, яко служай (Лк.22:28). Так Господь, воплотившись, не другой какой, а наш послушнический образ жизни благоволил приять. Не утешительно ли и не радостно ли должно быть для нас, что мы проводим жизнь в подражании Ему? Уместно ли потому нам ублажать другие виды подвижнической жизни предпочтительно пред нашим? Да вы, если, как следует, в точности проходите сию жизнь, и сами не захотите ублажать другую какую.
Почему и в Геронтике читается сказание, в коем из трех подвижников состоящий в послушании по откровению предпочтен пустыннику и больному, с радостью переносящему болезнь. Ей, братия мои, воистину велика жизнь наша, и проходящие ее, без сомнения, прославлены будут с Авраамом, с мучениками и праведниками.
Теките же добре. Да не остановит вас завидующий вам диавол, и сами не останавливайтесь по разленению. Помажьте ноги елеем терпения, облекитесь в хитон радования, пейте воду чистоты и целомудрия. Не говори никто: доколе же? - Это слово ленящегося.
Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |