Начало: Святоотеческое наследие |
Слово 227
1) Постом собрали вы духовных благ; теперь постарайтесь хранить их.
2) Для сего не надо предаваться беспечности, а строго внимать себе, и действовать с бодренною осторожностью.
3) Бегать греховозбудительных случаев, хранить чувства и особенно укрощать помыслы.
4) Если не будете так делать, впадете в грех; грех же сколько наделал и сколько делает нам зла?
1) Время призывает нас после Праздника опять к собеседованиям и обычным поучениям; и я приступаю к сему с усердием, ведая, что на сие учинен есмь, и что горе мне, если не буду возвещать вам слова истины, сколько сил есть. - Что же сказать мне вам в настоящее время? - Скажу, что как, пред сим, во св. Четыредесятницу, каждый из вас, собрав духовное богатство, как в некую пристань, вступил во Св. Пасху, неся с собою многие и добрые приобретения добродетелей, как то: пост, бдение, молитву, трудолюбие и другие подобные рачения преподобные: так теперь предметом заботы и попечения вашего, - не кое-какого, - должно быть, сохранение всего того.
2) Ибо не следует предполагать, что как бывает в видимой чувственной пристани, так и в духовной. Там, как только вступил кто в пристань и установился, предается бездействию и беззаботности на счет морских волнений и других бедственных случайностей: здесь же напротив, от покоя плоти сильнее рассвирепают страсти и духи злобы нападают неукротимее, как бури какие: дух блуда, дух чревоугодия, дух любостяжания, дух лености, дух печали, дух гордости. А при этом очень уместен страх, как бы и в пристани не пойти ко дну. Взглянул некогда Св. Давид неосторожно на жену Урии, и что пострадал, знают читающие (2Цар.11:1.4); яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный, говорит Писание (Втор.32:15); осязал некто бессовестно, возгорелся похотью, и родил беззаконие.
3) Слыша сие, внимай; бегай мест и видов опасных по греховозбуждению; свяжи строгими правилами и глаза, и слух, и обоняние, и вкус, и осязание, ястие и питие, и сон, чтоб не потопили тебя волны страстей. Ведать также надлежит, что плывущий по чувственному морю, невольно подвергается бурям и треволнениям; переплывающий же мысленное море есть господин и бури, и тишины. Ибо если он мужественно отгоняет неуместные помыслы, то исполняется тишины, соплавателем имея Святаго Духа, как повествуется о св. Арсении. Но у кого чувства распущены, и кто не мешает подниматься в себе похотям наподобие волн, - тот сам для себя возбуждает злейшую бурю; и если он скоро не укротит взволновавшихся помыслов, то дойдет до того, чтоб жалобным гласом взывать: приидох во глубины морския, и буря потопи мя (Пс.64:3). Я хочу сим сказать, - да господствует добрый помысл и лучшее да не препобеждается худшим; да властвует дух и да ведется он к лучшему.
4) Или не знаете, что наделал грех? Не ввел ли он в мир смерти? Не растлил ли землю? Не наполнил ли вселенную гробами, от начала мира доселе? - Ибо человек был нетленен до преступления заповеди? и ничего из сказанного еще не было на деле, пока первозданный пребывал неуклонно верным данной ему заповеди. Он и вечных мук есть виновник; он и неугасимого огня геенского есть поджожка; он и червя нескончаемого есть пища; он человека в чести сущего сделал подобным скотам несмысленным. Поелику он так многобедственен и смертоносен, то надо бегать его, сколько сил есть; и избрать добродетель, которая людей являет Ангелами, сопротивляется демонам, прогоняет все страсти, и наконец царствие небесное получает в награду, которое достигнуть буди всем нам благодатью и человеколюбием Господа нашего.
Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |