Начало: Святоотеческое наследие |
Слово 233
1) Праздник всех Святых. - Кто они? Все мученики: одни мученики крови, а другие - подвигов самоумерщвления.
2) К сим и мы причисляемся: тираны наши (страсти, люди страстные и бесы) требуют, чтоб мы отступили от Бога и перешли на их сторону; как мы не соглашаемся, то и несем прискорбности внешних лишений и внутренних борений.
3) Но пребудем тверды до конца; и сподобимся части мучеников.
1) Праздник праздников, св. Пятидесятницу, сподобились мы отпраздновать: се предлежит нам и праздник всех Святых. - Сколько и коликие поминаются ныне святые? - Кто сочтет звезды небесные и песок вскрай моря? - Так бесчисленны святые Божии, свидетели истины Божией и мученики, кои верно сопротивлялись враждебной ей силе тиранов и всякого рода мучения претерпели мужественно м с радостью - огнь, мечи, зверей, колеса, когти железные и все другое, что могла придумать злоба, почитая муки утешением, и пролияние крови радостью, - и в сем убеждении ходя по разжженным углям, кровью угашая костры горящие, и многое совершая в своем естестве, что превышало естество, и поражая тем тиранов и царей, - во свидетельство чего? - Того, что Иисус Христос есть Сын Божий, и что о имени Его даруется жизнь вечная, как написано. - Но одни ли только те суть свидетели истины, кои кровь пролили? - Нет; таковы и все божественною жизнью пожившие, о коих св. Апостол говорит, что они проидоша в милотех, и в козиях кожах лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных. И немного ниже: толик имуще облежащь нас облак свидетелей, гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса (Евр.11:37-38; 12:1.2). Видишь, как он называет мучениками и всех любителей преподобия, прискорбную произвольно проводящих жизнь с терпением?
2) Таким образом, братие, и мы причисляемся к мученическому сонму: ибо и мы тем, что любим и терпеливо проходим многоскорбный путь крестоносной жизни, тем, что храним обет девства и не отрицаемся многих борений нам стоящего послушания, свидетельствуем, что Иисус есть Христос Сын Божий, свидетельствуем, что есть суд и воздаяние, свидетельствуем, что должны пред страшным судилищем Христовым дать отчет о том, как жили, противостоя диаволу, Христову врагу, который мучит и бичует нас приражениями худых помыслов и смертоносных похотей, понуждая отрещися Бога. И во истину те, кои, растлившись в беззаконных помышлениях своих и чувствах, повинуются и следуют супостату, самыми делами и самым настроением своим говорят, что для них нет Бога, по Св. Давиду рекшему: рече безумен в сердце своем несть Бог (Пс.52:2). Ибо враг, если прежде не произведет в душах людей забвения Бога, и как бы отречения от него, то не может склонить ум к похотениям плоти, к разрешению на грех, к винопитию, к непотребствам, к пирам, к любостяжанию, к идолопоклонству и ко всяким другим неуместностям; успев же в этом, завладевает душою, и отторгши ее от Бога, ввергает в огнь неугасимый на вечное мучение с собою. Сколь бедственно такое обольщение, и какой страшный конец его!
3) Но мы, как свидетели Христовы, еще будем давать доброе свидетельство, еще продолжим доброе исповедание исповедывать, радуясь со всеми святыми, что сподобились свидетельствовать о Христе, не преклоняя колен пред ваалом, т.е. не склоняясь на похоти плоти и другие греховные сласти; не будем верить врагу, когда он будет подлагать нам помыслы отречения от послушания, но будем доблестно противостоять ему, будучи поражаемы, но не побеждаемы. - Какой плод такого мученического свидетельства вы знаете; знайте, что свидетели Христовы, свидетельствовавшие о Нем всем, и за истинное свидетельство неимоверные муки понесшие, в будущем веке сонаследниками Его объявлены будут, как говорит Апостол: егда-же Христос явится, живот наш, тогда и вы с Ним явитеся во славе (Кол.3:4). С ними и мы, до конца жизни продолжив свидетельство свое, да сподобимся получить вечные воздаяния и со Христом во веки пребывать в веселии и радовании.
Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |