Начало: Святоотеческое наследие |
Слово 261
1) Все желаемое по духу мира непрочно; одна добродетель вечно блаженна.
2) Она ублажается даже и здесь, как видим из каждодневного воспоминания в церкви святых.
3) Что ж будет там? Там Святые будут как солнце, и будут со Христом.
4) Сего сподобиться поревнуем, как и избежать противоположного сему.
1) Из людей одни ублажают богатство, другие - власть, те - успехи, эти - наслаждения. Но из этого ничто недостойно ублажения, потому что ничто не пребывает навсегда, но гибнет вместе с настоящим веком. Но и здесь это многих не долго утешает; но лишь показывается и тотчас исчезает, как сон. Одна добродетель достойна ублажения, как вечно пребывающее обладание, соделывающее обладателей своих блаженными. - Вспомним, сколько от века было властителей, и утешников, - и ни единого из них память не есть с похвалою; а добродетельных слава неугасима.
2) И это видно из того, что мы делаем. Вчера мы ублажали святого Златоуста, ныне ублажаем приснопамятного Ефрема, завтра будем ублажать другого святого. Таким образом они, как светила, в продолжении года один за другим возсиявают на тверди Церкви, в памятях о них, отверзают уста наши к прославлению их и освещают наши по Богу стопы. Верно потому священное слово: ихже предуведе тех и предустави, сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях: а ихже предустави, тех и призва; а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави (Рим.8:29.30). Что скажем на это? Мы разве непричастны такого звания и славы? Конечно причастны. И нам смиренным не чужды и жизнь крестоносная и цена блаженства; так как мы до нынешнего часа терпим гонение, кроме предшествовавших подвигов доброго исповедания. И о, коль дивна сила добродетели! И что дарует она тем, кои строго держатся ее!
3) Но это здесь; что же в будущем веке? О, кто может изобразить оное блаженство и славу оную! Господь так говорит о сем: тогда праведницы просветятся, яко солнце (Мф.13:43). Как Он Сам есть солнце правды, то обетовал, что и праведники, как сообразные с Ним, возблистают солнцевидно, как утверждает Апостол: понеже с Ним страждем, то с Ним и прославимся (Рим.8:17). И как вымолил у Отца Сам Господь: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят славу Мою, юже дал еси Мне, яко возлюбил Мя еси прежде сложения мира (Ин.17:24). Видите, куда мы отыдем? - Идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол.3:1), где радость и веселье, где хоростояние Ангелов, и церковь первородных на небесех написанных, - где одного с нами чина сущие братия и отцы, туда отыдем мы спустя немного, и там начнем веселиться с Тем, Кто владычеством своим владычествует над веком, как поет блаженный Давид (Пс.65:7), - не над веком в тысячу или десять тысяч лет, но над веком, не стареющимся и конца не имеющим.
4) И к сим кто доволен? - Тот, кто столько ревностен, что весь день и всяк час трезвится и бодрствует, чтоб не воздремать душою: ибо, при таком дремании, страсти, как звери, нападают на нас и овладевают душою. Пока же мы пребываем на страже и бдим над собою, дотоле не окрадет хищник, не похитит змий. - Итак, бдеть надобно и обозревать умом сказанное пред сим, равно как и противоположное сему, - муки, кои угрожают противящимся воле Божией: огнь неугасимый, тьму кромешную, червя неусыпающего, и все другие; чтобы, бывая исполнены и объяты такими помышлениями, могли мы миновать сети вражеские, и безукоризненными прейти отсюда и улучить царство небесное.
Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |