Начало: Святоотеческое наследие |
Слово 262
1) Много благодеяний от Господа было нам при переходе из пустыни сюда: благодарить должны не словами только, но и делом.
2) Что же воздадим? - Будем жить во славу Божию, - будем благоуханием Христовым, взыдем на гору, да видят.
3) Для сего оставим дольняя и горним благоукрасимся.
4) Что не далеко от нас; ибо в нас есть.
1) Всегда наслаждаясь благодеяниями Божиими, всегда и благодарить Его должны мы от сердца теплого в молитве напряженной. Ибо посмотрите, какое и ныне благодеяние! Когда вынуждены были мы убежать, боясь Агарян, не препитал ли Он нас, как в пустыне, в том месте, куда мы были отброшены; и это в продолжении многих дней? Не отверз ли Он нам потом дверь упокоения здесь, где и храм прекрасный и обиталища благоприличны; тот же, кто приял нас - единодушный наш брат? - Сколь велико попечение о нас Божие! Что бы надлежало сделать и Он не сделал? - В продолжении самого бегства нашего доставил Он нам хлеба, вина, рыбы и прочего потребного, сколько требовалось, и даже более, чем требовалось, так что изумлялись видящие то. За все такое не просто благодарить, но и души свои до крови положить долженствуем мы бедные. Почему прошу, возжжем в себе любовь к Нему крепчайшую, прилепимся к Нему всецело и воздадим любезнейшее Ему воздаяние.
2) Какое же воздадим Ему воздаяние? - Будем жить и здесь во славу поклоняемого имени Его, чтоб и на нас исполнилось сказанное Им: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашею, иже на небесех (Мф.5:16). Негде говорит и Апостол: Богу благодарение всегда победители нас творящему о Христе Иисусе, и воню разума Его являющу нами во всяком месте. Яко Христово благоухание есмы Богови в спасаемых и в погибающих (2Кор.14:15). Видишь, что добродетельный есть благоухание Христово, где бы он ни жил? Добродетель и по естеству своему не такова, чтоб укрываться; но проходящий ее всем делается явен: так как и написано: не может град укрытися верху горы стоя (Мф.5:14). Град есть душа человеческая, гора - высота добродетелей, на которую востекшие сияют, яко светила в мире, слово животно придержаще в похвалу себе самим в день Христов (Флп.2:15). Взойдем же, братие, и мы на святую гору сию.
3) Но взойти туда мы не можем, если наперед не оставим дольнего, - т.е. пожеланий плоти и помышлений, и погибельные удовольствия здешней жизни, от коих удаление есть восхождение к добродетели. Итак, да очистится сердце от скверных помышлений, да уцеломудрится око смотреть право, да затворится ухо от слышания злого, да запретится языку говорить суетное, да удерживается рука от прикосновений не подобающих, да направится нога на путь мирен, все члены да обучаются соответственному добру и да освящаются благообразием Христовым. Царь земной благосклонно приветствует того, кто прекрасен и украшен телесно; Царь же Небесный благоволит к тому, кто благоукрашен в духе, хотя, по видимости, он нищ, слеп, хром, и другие имеет видимые недостатки, почитающиеся у людей презренными. В сем разуме неблагородные бывают благородны, бесславные славны, нищие богаты; по сей же причине блаженные Апостолы из рыбарей явились лицами начальственными по всей земле; отсюда св. Антоний, не проходивши наук, был премудрее мудрецов; отсюда, - заимствую пример ближе к нам, - наш Фаддей, скиф и раб, как знаете, востек на высоту исповедания Христа и славным сделался в мире.
4) И о, неизреченное к нам человеколюбие благого Бога нашего! Какой удобный даровал Он нам вход к Себе! Ибо для сего не требуется ни посредник, ни деньги, ни ожидание благоприятного какого-либо случая; но только восхотеть надобно, - и все сделано. - Итак желаешь ли быть великим на небесах? Избери здесь быть последним. Желаешь ли сыном Божиим нарещися? Умиротвори душу от страстей. Желаешь ли очами Божиими быть зримым? Емлись за правду. - Но к сим кто доволен? - Охотно приемлющий учение, любящий делать правду, стремящийся обогатиться небесными благами. - Но буди и нам, исполняя в таком настроении животворные заповеди, улучить царствие небесное со всеми святыми, во Христе Иисусе, Господе нашем.
Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |