Начало: Святоотеческое наследие |
Слово 330
1) В духовной невидимой брани, с упованием небоязненное и воодушевленное противоборство врагу всегда одерживаете победу: от таковых убегают враги.
2) В брани еретической не следует вступать в общение с еретиками и поминать их: что я и запретил.
1) Хотя немощен я словом, как и делом; но нужда мне належит утешать вас и возбуждать духовно, сколько сил есть. Ибо если бьющиеся на войне с врагами имеют нужду в поощрении со стороны соратников: не тем ли паче вы, ведущие войну с невидимыми врагами, имеете нужду быть намащаемыми увещательными словами, и благонастрояемыми в духе; так как у вас брань не на один день, а на всю жизнь, и притом, если одержите победу, вам - неизреченный венец нетления, а если побеждены будете - вечная тягота посрамления безмерного? - Но не буди нам пострадать сие и посрамиться в уповании своем! Напротив не усомнимся, что с Божиею помощью одержим победу над диаволом постоянным вниманием себе и непрерывным противоборством врагу. Известно вам, что и обыкновенные воины, когда вступают в схватку, бывают в крайнем возбуждении, изменяются в лице и кажутся совсем иными, чем прежде; и в час тот не вспоминаются уже ими ни жена, ни дети, ни родители, ни братия, и совершенно никто, но и ум их и сердце, как и тело все устремляется к борьбе. Таким же образом и мы, по внутреннему человеку, должны быть настроены, ни мало не страшась противников, но порываясь на них рвением и горя духом, как добрые воины Христовы. Враги наши, когда видят нас такими, отстраняются, не смея делать нападение; когда же видят, что в нас умаляется мужество, и ослабляется напряжение сил и внимание, тогда натягивают луки свои и изранивают душу стрелами, т.е. неуместными помыслами. - Но нам и в таком случае не следует отчаиваться, а скорее сознав оплошность, покаяться, и опять напрягши силы, вступить в борение неусыпное. - Так всегда.
2) Но ныне иная еретическая брань разлита по всей вселенной. И если хотите, поднимите очи ума вашего и увидите всю поднебесную, наполненную ранеными на сей брани. Ибо не только неверных еретиков, не только блудников и прелюбодеев и других, творящих подобные непотребства, забирает под власть свою змий; но и тех, кои безразлично относятся ко всем таким и вступают в общение с ними: так как верно слово, что касаяйся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет (Сир.13:1). По сей причине, хотя меня укоряют за то, я запретил православному поминать на священных поминаниях, и на Божественной Литургии некоего, притворявшегося православным и не перестававшего иметь общение с еретиками и еретичеством. Ибо если б он, хотя в час смерти исповедал грех свой и приобщился Святых Таин; то православному можно бы делать за него приношение. Но как он отошел в общении с ересью, то как можно вчинять такого в православное общение? - Св. Апостол говорит: чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? Хлеб егоже ломим, не общение ли Тела Христова есть? Яко един хлеб, едино Тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся (1Кор.10:16.17). Судя по сему, приобщение еретического хлеба и чаши делает приобщающего принадлежащим противной православным части, и из всех таких причастников составляет одно тело, чуждое Христа. - Кое бо причастие правде к беззаконию? или кое общение свету по тме? Или кая часть верну с неверными? Или кое сложение Церкви Божией со идолы (2Кор.6:14-16), как в другом месте взывает тот же Апостол. - Но о таковых плакать подобает; о тех из них, кои остались еще в живых, молиться, да дано им будет исторгнуться из сетей диавола; о себе же благодарить, яко избрал есть нас Бог во спасение во святыни Духа, и веры истины (2Сол.2:13), чтоб поработать Ему в православной вере до настоящего исповедничества, за которое, если совершим его непорочно и безукоризненно, да сподобит Он нас небесного царствия Своего.
Добротолюбие. т.4. - М.Паломник, 2000
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |