Начало: Святоотеческое наследие |
Ответ 18, того же Великого Старца к тому же, на вопрос его: откуда происходит теплота и холодность и нечувствительность сердца; и о телесной брани.
Касательно теплоты и холодности (скажу): известно, что Господь назвал Себя огнем (Втор.4:24. Евр.12:29), согревающим и разжигающим сердца и утробы (Пс.25:2). Если это так, то диавол напротив холоден, и от него происходит всякая холодность. Если же было бы иначе, то как же сказано: тогда иссякнет любы многих (Мф.24:10-12), что означает: тогда, как не во время (преобладания) соперника? Если ощущаем холодность, призовем Бога, и Он, пришедши, согреет сердце наше совершенною любовью Своей не только к Себе, но и к ближнему, и от лица теплоты Его изгонится холодность ненавистника добра. Если враг иссушил источник сердечных слез твоих, то умножил в тебе телесную влагу [14]; но приими [15] Господа в доме твоем, и Он иссушит ее, и источник слез твоих очистит, да источит оный снова мысленную воду. Желающий придти в страх Божий, терпением достигает сего: терпя потерпех Господа, говорит Писание, и внят ми, и услыша молитву мою, и что же? - возведе мя от рова страстей и от брения тины (Пс.39:2-3). К этому же рву принадлежит и нечувствительность сердца. Приобрети то, чего желаешь, и спасешься о Христе Иисусе Господе нашем.
Примечания
Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.42-43
14. В Славянском переводе: "увлажнил есть подчревность твою".
15. В Славянском: "учреди".
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |