Начало: Святоотеческое наследие |
Вопрос 98, того же к Великому Старцу. Как можно достигнуть воздержания, как различать немощь естественную от наводимой демонами, и сколько следует вкушать пищи?
Ответ. Брат! Ты любопытствуешь понемногу открыть вещи сокровенные; и я, как безумный еще, думаю, что, о чем ты вопрошаешь меня, сего никто не может рассудить, кроме достигшего в оную меру (преуспеяния). Живой человек ощущает действие холода или теплоты, мертвый же не ощущает сего, потому что потерял чувства. И как в меру познания вещей достигает лишь тот, кто изучает их; и (тогда) может рассуждать о них; а неучившийся и не достигнувший того (познания), если и тысячу раз спросит о них, что они такое, и получит ответ, все еще не может понять сущности вещей: так и в настоящем (случае). Сколько ни говори кому, но более нужен собственный опыт. О немощи (скажу): если тело, принимая повседневную пищу, расслабевает, это - от демонов; в противном случае, это немощь естественная. А воздерживаться - значит вставать (из-за трапезы) немного несытым, как определили Старцы новоначальным. - Когда же человек достигнет в меру Апостола, который сказал: не не разумеваем бо умышлений его (2Кор.2:11), то не может укрыться от него, сколько следует ему есть, ибо он уже обучен сему (упражнением и навыком). Я вынужден говорить о вещах, высших меня, в чем нет и надобности; может быть, нет даже и могущего принять и понять их, кроме некоторых немногих. Бог Отцев наших да приведет тебя в радость сию: она светла и сладка. Такой (человек) уже не вспоминает о телесной пище, ибо он забы снести хлеб свой и пребывает умом в ином мире. Вышних ищет, горняя мудрствует, горним поучается, идеже Христос одесную Отца седит (Кол.3:2,1). Тому слава во веки, аминь.
Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.115-116
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |