108. Тот же брат, прочтя в сказаниях Отеческих, что истинно хотящий спастись, должен сперва (в сожитии) с людьми претерпеть досады, бесчестия, лишения [42], уничижения и освободиться от влияния чувств своих, и тогда уже пойти в совершенное безмолвие, как явил в Себе и Сам Господь наш Иисус Христос (ибо Он, претерпев все сие, взошел наконец на святой крест, что означает умерщвление плоти и страстей и святое совершенное успокоение), - говорил самому себе: "Я, окаянный, ничего подобного не знал и не сделал, удалился же от людей потому, что, по немощи своей, соблазнял всех; посему не должен ли я снова войти в общежитие и, с помощью Божией, сперва исполнить то, что заповедали Отцы, а потом уже пойти в безмолвие: чтобы иначе не напрасен был труд мой?" Мысли сии он сообщил Великому Старцу, который отвечал ему: Отцы сказали хорошо - иначе и быть не может. Но как случается, что человек по многим причинам заключает, будто он правильно поступает; между тем, как вследствие других причин, он терпит вред, то и надобно быть осторожным. Как ты уже решился пребывать в своей келии (в безмолвии), то если после сего вступишь в общежитие, впадешь в тщеславие; а может быть даже и не устоишь в своей мысли, то есть, чтобы пребывать в общежитии, и наконец оставишь его; таким образом и выйдет двойное зло. Но если укоряешь себя, как не сделавшего ничего такого, что должно было сделать, для восхода на крест, говоря: "Я удалился в безмолвие по неведению", то самоукорение может заменить досады и бесчестия, и таким образом привести наконец искренно принимающего оное в меру креста о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки, аминь.
Примечания
42. В Славянском: "тщеты".
Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.120-121
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru
|
Сайт создан в системе
uCoz