Начало: Святоотеческое наследие |
151. Вопрос того же к тому же Великому Старцу, о скверных помыслах, и о воскресении, предложенный в виде молитвы.
Жизнь и Воскресение! Посети нас, как Твое создание, и очисти нас, Святый, от злого легиона, подобно тому, как Ты некогда умилосердился над созданием Твоим, и изгнал легион бесов, которые пожелали войти в свиней. В бессловесных ли свиней, или в меня, одаренного словесною душою? Ибо я принял их (в себя) и, устремясь к берегу, попал в море; волны ударяют в меня, и я не понимаю (что происходит со мною). Ныне же извнутри как бы кто побуждает меня пробудить Кормчего, чтобы Он подал мне руку и извлек из глубины, как это сделал с Петром, и сказал бы и мне: почто усумнился еси, маловере? А как Ты обещал чрез угодника Твоего Варсануфия, в ответах его, что мы положены будем в одной гробнице: то вместе ли мы и воскреснем? Боюсь Того, Который сказал: два будета на селе, един поемлется, а другий оставляется: две мелюще в жерновех, едина поемлется и едина оставляется (Мф.24:40-41). И как от самого сотворения мира люди упокоиваются (в земле), и часто случается, что тела Святых и грешных полагаются вместе в одном гробе: то вместе ли они восстанут и во время воскресения, когда избранные Твои Ангелы приидут восставить всех праведных, или нет, а восстанут лишь одни избранные? Боясь сего, я молю чрез угодника Твоего, чтобы, как Ты объявил мне, что в одном упокоимся гробе, так яви мне (теперь), что и воскресишь нас вместе. И Отца моего Варсануфия прошу: так как мы оба получили нивы с тем, чтобы сжать их, а я изнемог и не могу жать, то да потрудится он, как сильный, принести Тебе, Владыке, и за меня рукояти правды. Ибо и у древних Отцев находим подобный пример: трое вышли жать, и один из них, подобно мне, заболел и возвратился в свою келлию, а оставшиеся сохранили бодрость и сжали все. Когда же окончили жатву и возвратились в дом, принуждали и его взять свою часть платы; он же противоречил, говоря: "Какую часть, когда не я трудился за нее, а вы?" А как они настаивали, чтобы и он взял свою часть, то и Отцы решили ему взять ее, и похвалили суд их. Но Ты, Владыко Христе Боже, утверди сие мое моление, потому что Твоя есть слава во веки, аминь.
Ответ Варсануфия. Как хозяин дома избирает себе верных управителей, поручая им ключи и имущество и весь дом свой, и от верного управителя зависит то, когда ему уснуть, какую употребить пищу, какую честь получить от господина своего и с кем жить, с упивающимися ли вином, или с живущими честно, и первому предлежит наказание, а второму награда: так и Бог наш поставил у Себя правителями людей верных, и дал им Свои ключи, чтобы затворять и отворять, то есть (дал им) свободу. Они верные: потому что все Христиане крещены; им хорошо (надлежит) устроять вверенное им, то есть, дела, сообразные крещению, ради их же спасения. Итак, кто из них совратится с этого правого пути, тот делается соучастником пияниц, упивающихся вином беззакония; такой может быть назван словесною свиньею, и вы знаете, что он потерпит в пришествие Владыки. Если же хорошо устроит порученное ему, то все знают, какое блаженство назначено за сие Владыкою; ибо сказано: во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс.18:5). Касательно же воскресения: век сей подобен гумну, и пшеница здесь смешана с плевелами. Евангелие учит нас, что во время воскресения восстанут все вместе (праведные и грешные), говоря: и разлучат их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ (Мф.25:32). Что касается двух жен и двух мужей, сие сказано о кончине, и относится к вере и неверию, то есть, что при конце одна лишь (вера) принимается, и только одною ею человек спасается. О жатве братии: обе стороны поступили хорошо: заболевший имел произволение сделать, но болезнь воспрепятствовала ему; а те полагали, что Господь укрепил их молитвами больного брата; и на всех низошла благодать Святаго Духа. Господь сказал Апостолам: не радуйтеся, яко повинуются вам беси, но радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех (Мф.10:25); так и мы будем доискиваться не того, все ли мы вместе восстанем, а того, чтобы услышать: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34), и того, чтобы быть вместе с Иисусом, как Он сказал Отцу. Ему слава во веки, аминь.
Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.158-160
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |