Начало: Святоотеческое наследие |
Ответ 197, того же Великого Старца к тому же, впадшему в сильное уныние.
Брат Андрей! Да не попустит человеколюбивый Бог наш ненавистнику добра врагу посеять в тебе печаль свою и уныние, чтобы он не привел тебя в отчаяние даже о том, что Духом Святым обещано тебе, возлюбленному благословенным Богом, но да отверзет Господь сердце твое разумети Писания, как отверз некогда сердце Клеопы (Лк.24:45). Как же Бог и после обетований, данных Святому Патриарху Аврааму, все еще искушал его? Ибо сказано: и по глаголех сих (Быт.22:1), то есть обетованиях, данных ему как другу Божию, который принес Богу такую жертву и достоин был, чтобы не понести более никаких скорбей, которого веру Бог вменил в правду (Быт.15:6; Иак.2:23), и такому мужу попустил Он впасть в искушение, к испытанию его и к безответности темных сил, чтобы Авраам был образцом для верных, яко многими скорбьми подобает им внити в царствие Божие (Деян.14:22), чтобы они терпением своим спасали души свои (Лк.21:19), благодаря Бога за все (1Сол.5:18). Притом вспомни и Святого Иова, присного друга Божия, истинного, правдивого, непорочного и праведного, благочестивого и удалявшегося от всякой злой вещи (Иов.1:1), и как его, не заслуживавшего терпеть скорби, Бог предал искушению, к испытанию его добродетели, пока Иов не посрамил врагов и клеветников, так что они подпали обличению чрез него. Для укрепления своей веры приведи себе на память Начальника (Евр.12:12) и Совершителя спасения нашего Иисуса (Гал.3:13), избавившего нас от наложенного проклятия (Евр.2:10), как Он, приблизившись ко времени Креста Своего, показывая нам путь терпения и спасения, говорил: Отче, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия, но обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты хощеши (Мф.26:39). Ради нас сделал сие Запретивший некогда Петру, когда тот сказал: милосерд Ты Господи, не имать быти Тебе сие (Мф.16:22), показывая тем, что Он готов и благословляет пострадать; молился же прейти чаше той, ради нашей только немощи, чтобы мы не изнемогали, когда молимся и не бываем скоро услышаны. Облобызаем страдания Спасителя нашего, Который соделался человеком, и вместе с Ним будем терпеть поношения, раны, уничижения, оскорбление чрез оплевания, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, и заимствуй из сего отраду твоим болезням. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был Святых, когда увидишь их в оный час, носящих плоды терпения скорбей и прославленных, чтобы и ты был сообщником их и Иисуса, имея со Святыми дерзновение пред Ним. Не печалься же, Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об искреннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище. Ты тогда хорошо подвизаешься, когда тщательно внимаешь себе, чтобы не отпасть от страха Божия и от благодарения Богу. Блажен ты, если по истине сделался странным и нищим, ибо таковые наследуют Царствие Божие. Мужайся и укрепляйся о Господе. Не утомляюсь писать к тебе одно и то же, но желаю, да подаст тебе сие Господь. Помолись о мне.
Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.214-216
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |