Начало: Святоотеческое наследие |
Вопрос 401, того же. Как может кто-либо достодолжно благодарить Бога?
Ответ. Когда люди, ничего не значащие (создания), прощают кого-либо совершенно или избавляют его от великих скорбей, и такой благодарит их и объявляет об этом благодеянии всем, то тем более мы, которые всегда пользуемся благодеяниями Божиими, - какими устами можем возблагодарить Того, Который сперва создал нас, потом даровал нам помощь на сопротивного, - сердечный разум, телесное здравие, свет очей, дыхание жизни и, что всего важнее, (даровал нам) место покаянию, и тело и кровь Свою во оставление грехов и к утверждению сердца? Ибо хлеб (говорит Писание) укрепляет сердце человека (Пс.103:15). И если кто думает, что это сказано о чувственном хлебе, то как же Сам Дух говорит, что не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком словеси, исходящем из уст Божиих (Втор.8:3; Мф.4:4)? Если люди воздают и благодарят за чувственные и тленные вещи, то чем можем мы воздать Распявшемуся за нас? Дабы воздать Ему, мы должны до самой смерти претерпевать (все) Его ради. Итак, не трудись, желая постигнуть (в чем состоит) достодолжное благодарение Богу от людей, особенно же грешных, ибо Он умер за них. Если человек будет посажен за тебя в темницу, то не захочешь ли ты возблагодарить его свыше сил твоих? А тем более (обязан ты возблагодарить) Умершего за тебя. Знай же, что мы никогда не достигнем того, чтобы по достоинству благодарить Его; однако будем приносить Ему посильно благодарение устами и сердцем, и Он, по человеколюбию Своему, может сравнить оное с двумя лептами (евангельской вдовицы). Сие говорится о грешных; ибо праведные, будучи усекаемы и умерщвляемы, лишь более благодарят, по слову Апостола Павла: о всем благодарите (1Сол.5:18), то есть Бога. Тому слава во веки, аминь.
Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.371-372
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |