Начало: Святоотеческое наследие |
508. Тот же (брат), будучи болен и не в силах совершать свое (молитвенное) служение стоя и принимать пищу однажды (в день), просил того же Великого Старца помолиться о нем и дать ему наставление касательно сего.
Ответ. Когда Евреям предлежало освободиться из рабства Египетского, они терпели великую скорбь и тесноту, находясь между морем и варварскими руками. И, несмотря на знамения и чудеса, которые очи их видели на Египтянах и во всей стране Египетской, они забыли Бога, сотворившего чудеса сии, и близки были к отчаянию в своем спасении, видя, что Фараон со всею своею силою хочет напасть на них. Один только Моисей остался среди них непоколебимым в уповании на всесильного Бога. Но так как Господь близ есть всем призывающим Его во истине (Пс.144:18), то, когда Моисей взывал от сердца и дверь молчания лежала на устах его, Сердцеведец отвечал: Что вопиеши ко мне? удари жезлом, иже в руце твоей, море, и расторгнется, и внидут людие, и прославлюся в Фараоне и во всей силе его (Исх.14:15-16). Так и здесь. Есть болезнь, и есть запинание бесовское: отсюда скорби и смущение помыслов. Тело ослабевает от болезни и запинается отягощением от бесов. А когда Моисей возопиет молча, т.е. ум будет бодрствовать и взывать, во время ли сидения или возлежания, то услышит его Слушаяй тайная сердца (Пс.43:22), и исполнится слово Писания: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн.5:2). И Господь запретит морю, говоря: "открой путь людям Моим", и тогда потонет Фараон со всем воинством, и народ получит тишину, чтобы совершать праздник Богу. Итак, стоишь ли ты или сидишь, или лежишь, пусть бодрствует сердце твое в твоем псалмослужении. Предавайся молитве, непрестанно прибегая к Богу, днем и ночью, и тогда враги, борющие душу, отступят постыженные. Принимать пищи можно и дважды (в день): вкушай ее благочинно и со страхом Божиим, - и, без сомнения, не будешь осужден. Сие значит, что ничего не должно вкушать по похотению, но когда имеешь, чего требует естество, и притом так, чтобы после пищи и пития чувствовать позыв на пищу. Прошу же тебя помолиться о мне, чтобы я благодушно и с веселием мог идти путем, простертым предо мною, ровным, углаженным, - путем полным мира, радости и веселия, света и радования, которым невозможно насытиться и кроме которого нет иного.
Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.443-445
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |