Начало: Святоотеческое наследие |
Вопрос 577, того же к Великому Старцу. Знаю, что вопрошать твою святыню о помыслах есть (дело), превышающее меня; но, услышав Божественный глас: не требуют здравии врача, но болящии (Лк.5:31), и видя, что я обременен множеством злых моих деяний и помышлений, ввергаю себя в пучину щедрот твоих, ради Того, Кто сказал: живу Аз, глаголет Господь, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез.31:11), дабы чрез тебя услышать от Него: чадо, оставляются тебе греси твои мнози (Мф.9:2). Знаю и верую, что Бог даровал вам (благодать) знать Духом Своим Святым, прежде нежели стану просить вас, то, чего я желаю, и о каких помыслах вопрошу; но, слыша, что Пророк говорит: глаголи ты прежде согрешения твоя, да оправдишися (Ис.43:26), и я объясняюсь с вами письменно, прося не презреть моего окаянства, но принять от меня грешного сие моление. По благости Своей Бог дал вам власть изводить из тьмы и сени смертной и наставлять к свету истинному. Как повелеваете мне поступить? Оставить ли мне все, без всякого попечения, или сперва сделать распределение и потом уйти, для того, чтобы не встретить когда-либо впоследствии попечения, наводящего прискорбие и смущенные помыслы, которые подавляют духовные и добрые плоды. Ежели определяете мне прежде распределить имение, то повелите написать мне: надобно ли заботиться о продаже малых моих угодий, и испросите мне помощь от Бога. Вопрошаю о сем не потому, чтобы надеялся на себя, будто я могу сделать заповеданное вами, но потому, что имею надежду на молитвы ваши и на то, что вы не только повелите, но и поможете. Верую, что если попросите о мне Бога, дабы Господь споспешествовал мне в добром и полезном и подал мне силу сохранить сие, то Он не отринет прошения вашего; лишь одно сие и внушает дерзновение моей немощи.
Ответ. Сын мой! Время ныне злое, это очевидно, и могущий бежать спасается, как Лот из Содома, ибо мир сей во зле лежит (1Ин.5:19), по свидетельству Писания, и находящихся среди его всячески делает себе подобными. Смешивающиеся с земными делаются сами земными, а отвергающиеся от них возвысились над землею, и потому очевидно, что делаются небесными. А мы окаянные и не разумеем, что, не хотя оставить сего ради Бога, и невольно должны будем оставить то в час смерти нашей. Сын мой! Повеление Божие таково, чтобы человек немедленно отрешился от всего, ибо, когда приступил к Нему некто, прося и говоря: иду по Тебе, аможе аще идеши, Господи: повели же мне прежде завещание сотворити в дому моем, Он сказал: никтоже возложь руку свою на рало и обращься вспять, управлен есть в Царствии Небесном (Лк.9:61-62). И другому также сказал: остави мертвыя погребсти своя мертвецы (ст.60). Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф.10:37). Да еще повелел и душу свою возненавидети (Ин.12:25). Как же кто может возненавидеть душу свою, если не отсечением своей воли во всем пред Господом, говоря: не якоже аз хощу, но якоже Ты (Мф.26:39). И когда с решимостию говоришь сие, то согласно с Его волею должно оставить все и пойти в след Его (Мф.19:27). Что же, ужели мы не оставим? Но поелику, ради немощи нашей, мы еще не достигли в сию меру, то преклоним выю нашу, познавая немощь свою, и останемся сделать распределение (своему имуществу). Не будем же высокомудрствовать, как делающие нечто доброе, но будем считать себя за таких, которые делают приличное лишь больным, ибо отвергающиеся совершенно мира разом свергают с себя его оковы. А потому ты, сын мой, как немощный и несовершенно здоровый, распорядись предварительно имением своим, не с тем, чтобы продать его, а дабы успокоить старицу твою, а иначе дела сии послужат тебе сетью. Итак, распорядись касательно ее, согласно ответу брата Иоанна. Что касается продаяния земель, возложи на Господа надежду твою, и Он о тебе попечется и устроит житие твое. Не забывай же всякий день и ночь говорить Ему: "Владыко мой, устрой мне путь сей, по воле Твоей, на доброе и полезное мне"; ибо Он лучше всякого человека знает, как извести нас с отрадою из темницы мрака, разумею, от уз вещей сего суетного мира. Итак, да не расслабится сердце твое, ибо уповаю на Бога моего, что увижу тебя последующим стопам ног моих и приносящим плоды Богу.
Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. - М.: Благовест, 2001. С.487-490
Copyright © 2001-2007, Pagez, webmaster(a)pagez.ru |